МНПП САТУРН
МЫ НОВОСТИ СИСТЕМЫ УСЛУГИ РЕШЕНИЯ ПУБЛИКАЦИИ
  Поиск по сайту   Напишите нам / ПУБЛИКАЦИИ
поиск
карта сайта

Инструментальный контроль тарифообразующих технологий

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ТАРИФООБРАЗУЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

  

Качество услуг или мастерство освоения тарифов?

Проблемы управления городским хозяйством неразрывно связаны с проблемами поиска баланса интересов потребителей и поставщиков услуг. Основные услуги жизнеобеспечения оказываются монополиями, благополучие которых слабо зависит от качества оказываемых услуг. Эти монополии получили в управление огромную собственность и уникальные возможности ею распоряжаться. Считается, что тарифные соглашения наиболее полно учитывают взаимные интересы поставщиков и потребителей услуг. На практике тарифы под лозунгами заботы о потребителях по-прежнему подчинены интересам монополий. Неработающие лифты, перенапряжения в бытовой электросети, мутная вода с неприятными запахами, еле теплые батареи отопления, неработающая вентиляция – все эти «сюрпризы» известны многим горожанам. Отклонения в работе систем жизнеобеспечения неизбежно создают дискомфорт или реальную угрозу для здоровья и жизни. Тарифы на услуги жизнеобеспечения стабильно растут, насколько поспевает за ними качество услуг жизнеобеспечения?

«Сюрпризы» качества

Когда поставщик тепла снижает параметры теплоносителя ниже требуемого уровня, потребитель компенсирует это неудобство включением дополнительных источников тепла – электронагревателя или газовой плиты на кухне. Аварийные простои лифтов, неисправные телевизионные антенны, перебои связи и другая неустроенность, как правило, оплачивается потребителями. Необходима объективная и независимая оценка качества оказываемых услуг на основании своевременной, полной и достоверной информации. Количество выявленных и зарегистрированных отклонений может служить интегральной оценкой качества муниципального управления. Пока нет общегородской системы независимого контроля качества услуг, до тех пор административные методы управления не уступят место более эффективным экономическим методам и. неустроенность будет накапливаться. Потребителям скучать не придется?

Неудобная арифметика

Вот несколько примеров из многолетней практики внедрения современных информационных технологий в городское хозяйство. Два одинаковых соседних здания имеют разные источники теплоснабжения – автономный и централизованный. Автономный способ – мелкосерийный, он по определению должен быть более дорогостоящим. Централизованный – массовый, по определению – более экономичный. На практике автономный – втрое дешевле, т.е. издержки массового производства «чудесным» образом значительно превышают издержки мелкосерийного, при этом трубы не перекладывались, а потери не превышали 7 процентов. Тариф завышен втрое? Другой пример. Предприятие оказывает выездные услуги и тариф рассчитан на 16-ти часовую (двухсменную) работу по обслуживанию технологического оборудования на объектах. По результатам непрерывных наблюдений продолжительность работы персонала на этих объектах не превышает 2 часов в сутки. Тариф завышен в 8 раз? Еще пример. Материальные затраты на обслуживание оборудования включены в тариф из расчета суммарной мощности и круглосуточного режима работы. По данным статистики оборудование загружено менее 1 процента от расчетного ресурса. Сколько может сэкономить потребитель, если будет оплачивать поставщику фактические, а не заявленные материальные затраты?

Желаемое и действительное

Любая монополия может быть представлена набором взаимосвязанных услуг. Внутри каждого вида услуги участники процессов взаимозависимы друг от друга. Любые нарушения технологического процесса становятся очевидны, а их «авторство» - точно определенным. При помощи современных информационных технологий качество взаимоотношений участников можно сделать прозрачным для всех заинтересованных сторон, прежде всего - потребителям услуг, страховым компаниям и органам государственного надзора. Такая прозрачность позволяет «нарезать» любую монополию на необходимое количество хозяйствующих субъектов, экономически заинтересованных в конечном качестве услуги. Трудно представить, что монополии безболезненно согласятся с необходимостью обеспечения прозрачности качества оказываемых ими услуг. Эта прозрачность составит реальную угрозу скрытым интересам и обеспечит возможность объективной оценки экономической эффективности основной деятельности. Повысить эффективность управления и качество услуг можно только на основе баланса интересов поставщиков и потребителей услуг в соотношениях цена-качество. При переходе от затратных к эффективным методам управления городским хозяйством неизбежно должны возникнуть объективные условия для конфликта интересов города и монополий. В чем суть конфликта?

«Быки» и «медведи»

Практика муниципального управления унаследована от старого, «застойного» периода. Она немного приукрашена современными рыночными приемами и риторикой. При этом привычное администрирование и вертикальная структура управления вроде вышла из моды, а современные рыночные механизмы находят свое применение с большими оговорками. Нынешние тарифные соглашения заключаются по принципу «плачут и просят, рыдай и давай». Принцип действует только в сторону завышения затратной составляющей и обратной дороги нет. Поскольку воду носят решетом, воды, естественно, не хватает, поэтому решето требуется побольше. Нетрудно заметить, что многие ГУПы внешне еще едва сводят концы с концами, но подрядчики уже ощущают себя вполне соответствующими эпохе. Технология работы на повышение доведена до совершенства и «быки» чувствуют себя вполне комфортно. Накопление неустроенности становится устойчивой основой для их бизнеса. А где же «медведи»?

Системный «пробел» тарифного регулирования

В действующих методах тарифного регулирования имеется серьезный пробел. В тарифных соглашениях отсутствует экономическая составляющая затрат на независимые измерения фактического исполнения тарифов. Эти измерения позволяют достроить структуру взаимоотношений поставщиков и потребителей необходимыми обратными связями, которые обеспечат устойчивость и стабильность дальнейшего развития взаимоотношений. В основе этого развития будет находиться качество исполнения взаимных обязательств. Современные информационные технологии в соответствии с разработанной моделью услуг позволяют осуществлять независимый и объективный контроль качества исполнения тарифных соглашений. Для того, чтобы эти технологии стали востребованными, затраты на содержание систем и средств объективного контроля исполнения тарифа должны быть включены в тарифное соглашение. Кроме того, должны быть введены правила, по которым расчеты проводились по фактическим, измеренным значениям параметров. Таким образом, потребность в объективных и независимых измерениях становится основой нового вида деятельности – операторов коммерческого учета. Основная продукция этой деятельности - информационное обеспечение управления, работающее на снижение необоснованных затрат и повышение эффективности экономических взаимоотношений. В этом случае тарифные отношения становятся более сбалансированными и «медведи» обретают равные права с «быками».

Информатизация – незаменимый инструмент развития

Совершенствование структуры управления позволяет снижать накопление неустроенности и риски социальных конфликтов. Сложная взаимосвязь технологических процессов в городском хозяйстве при помощи современных методов управления и информационных технологий может быть раскрыта набором простых технических решений. Применение этих решений обеспечивает развитие нового вида деятельности – информационное обеспечение управления качеством услуг. Это открывает неограниченные перспективы для выстраивания сбалансированных отношений всех хозяйствующих субъектов. Инвестиционный климат становится более привлекательным. Административные ресурсы уступят место более перспективным, концессионным методам управления. Поставщики и потребители, экспертные, лицензионные центры, органы сертификации, органы надзора – потребители информационных услуг, в рамках концессионных соглашений, становятся полноправными участниками общего процесса – развития приложений собственного таланта в бизнесе на благо общества и государства.


Инструментальный контроль и конкуренция в ЖКХ

Обсудить тему статьи можно на форуме.

Качество жизнеобеспечения и качество инвестиций

Привлекательность объектов недвижимости определяется месторасположением, дороговизной внутренней и фасадной отделки, транспортной и социальной инфраструктурой. «Сюрпризами» оказываются проявления скрытых проблем жизнеобеспечения – перебои в работе систем вентиляции, водо-, тепло-, электроснабжения, работе лифтов, домофонов, приборов коммерческого учета. Отклонения значений параметров от заданных требований составляют объективную текущую характеристику качества всего инвестиционного проекта: инвестора, заказчика и подрядчиков – от проектировщиков до всех остальных участников процесса освоения средств инвестора, соавторов итогового качества строительства объектов. При помощи современных информационных технологий по фактическим показателям качества жизнеобеспечения и безопасности объектов строительства можно получать объективные характеристики качества реализации инвестиционных проектов. Такая «прозрачность» позволяет потребителям услуг выбирать объекты недвижимости с наиболее комфортными условиями не столько по рекламным заверениям, сколько по объективным параметрам. Потребителям услуг это необходимо, насколько заинтересованы в этом инвесторы?

Качество услуг или мастерство освоения тарифов?

Основные услуги жизнеобеспечения оказываются монополиями, благополучие которых традиционно не зависит от текущих показателей качества предоставляемых услуг. Технологии работы любой монополии при помощи инструмента моделирования, могут быть представлены набором вложенных услуг. Комплексный подход, в том числе с позиций международных стандартов серии ISO9000, позволяет при помощи моделирования сделать прозрачной любую, самую закрытую услугу, а следовательно – подконтрольной при помощи проверенного набора технических средств. Участники процессов внутри каждого вида услуги - взаимозависимы друг от друга и конечного качества этой услуги. Любые нарушения технологического процесса становятся очевидны, а их «авторство» - точно определенным. Взаимоотношения участников, которые прежде внутри монополии были закрыты, становятся прозрачными потребителям услуг, а также органам государственного надзора. Такая прозрачность позволяет «нарезать» любую монополию на необходимое количество хозяйствующих субъектов, экономически заинтересованных в конечном качестве услуги. Без инструментального контроля качества услуг реформирование монополий может превратиться, по сути, в банальное, поэтапное распиливание «немодной» государственной собственности на непрозрачные, частные куски с наследственными болезнями монополий. И больно ударить по карману горожан…

Как снизить риски?

Любые кризисные и аварийные ситуации можно исключить, если пользоваться методами обнаружения неблагоприятных тенденций на ранних стадиях их возникновения. Тенденции помогают определить, директивно «назначить» критерии отказов с точки зрения управления. Например, вначале это может быть авария - отказ насоса, а затем его несвоевременное обслуживание, поставленное на контроль техническими средствами управления. Отказы можно предотвратить своевременным проведением необходимых планово-предупредительных мероприятий, подконтрольных соответствующими техническими средствами. Управляющая компания может оценивать работу подрядчиков по фактическому количеству отказов, а ее деятельность оценивается по совокупным показателям цены и качества услуги. Таким образом, в соответствии с заданной моделью услуг создаются экономические, рыночные механизмы, стимулирующие снижение рисков возможных отклонений любых процессов от заданной нормы. Но на практике отклонения неизбежно возникают. Количество зарегистрированных отказов является объективной характеристикой, по которой каждый участник модели услуг может получить текущую объективную оценку собственной деятельности. Например, по статистическим данным аварийных простоев лифтов естественным образом будет выбираться та организация, обслуживающая лифты, у которой этот показатель окажется ниже, чем у потенциальных конкурентов.

Кто виноват или что делать?

Почему понятные и прозрачные механизмы управления не находят применения на практике? Причины имеют глубокие корни. Прозрачность создает механизм объективного сравнения, в котором затруднены коммерческие приложения административного ресурса. Бытует категоричное суждение о наличии в России двух бед. Одна из них – дороги успешно теряет свою актуальность. Другая разновидность беды отражает эмоциональную реакцию нормального человека, волею обстоятельств вынужденного общаться с многочисленными инстанциями - улыбчивыми и не очень. Когда приходится сталкиваться с очевидной нелепостью или кажущейся глупостью, неискушенному человеку трудно понять, что эта нелепость – видимое последствие действия отлаженного технологического процесса извлечения выгоды при помощи административного ресурса. Как правило, трудности создаются для стимулирования поиска способов их устранения, а также защиты определенных скрытых интересов. Обычный человек испытывает естественное желание «ускорить» решение своего вопроса, лишь бы не иметь дело с непроходимым «препятствием». Только бывалый проситель понимает, что это «препятствие» всего лишь проверенный инструмент ведения непрозрачного «бизнеса», основанный на строительстве изощренных плотин на стыке экономических интересов граждан и государства. Когда задачей управления ставится не ликвидация причин неустроенности, а коммерческие приложения административного ресурса в борьбе с ней, неустроенность накапливается до определенной критической массы. Пусть сильнее грянет буря?

«А Васька слушает и ест…»

На протяжении всей истории каждый здравомыслящий человек, когда становится потребителем услуг, ощущает дискомфорт и очевидную неустроенность, когда имеет возможность сравнивать свои ощущения от разных способов решения конкретной проблемы, соизмеряя желаемое и действительное, свое и чужое, отечественное и заграничное. Неустроенность потребителя позволяет предприимчивому чиновнику при любой власти, под лозунгами борьбы с этой неустроенностью, реализовать собственные интересы. Когда всеобщая неустроенность начинает превышать допустимые пределы терпения потребителя, тогда наиболее динамичная команда получает возможность реализовать какой-нибудь масштабный проект под лозунгами устранения накопившихся «препятствий». На волне недовольства модная «апельсиновая» команда с шумом вытеснит немодную, чтобы продолжить прежний нелегкий труд уже для своей пользы. Так прочный союз неустроенности и собственного интереса составляет основу живучести методов непрозрачного, административного управления. Чем хуже, тем лучше?

Основы «самофинансирования»

Декларации типа «слуги народа», «услуги населению» редко подкреплены реальными обязательствами. Еще реже работа какого-либо института управления сопровождается текущей инструментальной оценкой фактической деятельности на избранном поприще. Например, разработка и введение в действие процессных моделей услуг для любого вида деятельности создает предприимчивому человеку значительные трудности употребить имеющиеся полномочия иначе, чем в соответствии с действующей моделью. Моделирование услуг обеспечивает наилучшие условия для развития деловой активности, устраняет основу для искусственных, корпоративных, коррупционных ограничений, создает равные условия ведения бизнеса, открытую, корректную конкуренцию для всех видов деятельности, в том числе в строительстве и ЖКХ. Фактическое качество услуг в соответствии с требованиями этой модели составляет основу оценки эффективности управления для возможного последующего стимулирования. Однако пока нет моделей, значит, нет механизма легального, законного, «десятинного» стимулирования управленческих услуг в интересах общества и государства. Существующие соблазны коммерческого приложения административного ресурса нередко противоречат этим интересам и составляют первопричину накопления неустроенности. Предприимчивый ум опытных управленцев, не имея легального стимула управленческого таланта, постоянно подвержен соблазнам самостоятельно компенсировать «допущенную несправедливость», применяя изощренные технологии реализации административного ресурса. Такие технологии существенно сдерживают развитие бизнеса в интересах потребителя, общества и государства. И это многое объясняет…

Административный ресурс – в концессию

Каждое управленческое решение в соответствии с утвержденной моделью услуг имеет свои качественные характеристики. Моделирование позволяет установить степень соответствия реальных и декларируемых целей управления – например, можно снижать заболеваемость, устраняя причины болезней, а можно «подлечивать», обеспечивая развитие таблеточной промышленности. Можно обеспечить эффективное предупреждение возникновения пожаров, а можно – увеличивать объем продаж огнетушащих средств. Можно обеспечить эффективное управление качеством услуг жизнеобеспечения, а можно – осваивать бюджетные средства и повышать тарифы. Мотивация управленческих услуг - главная проблема стыковки интересов административного ресурса, поставщика и потребителя услуг. При помощи механизма концессий необходимо обеспечить легальное материальное стимулирование качества управления по фактическим результатам развития бизнеса в реформируемой отрасли. Модель не заменяет опыта чиновника, принимающего решение, она позволяет оценить эффективность решения по качественным характеристикам процессов реализации этого решения в соотношениях «цена-качество». Тогда на основе современных моделей станет совершенно очевидным – самым выгодным национальным инвестиционным проектом является создание системы контроля качества управления концессиями, с учетом взаимных интересов поставщиков и потребителей управленческих услуг, общества и государства.


Единая система информационного обеспечения управления
качеством энергопотребления

  

Реализации Федерального закона Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" существенно сдерживается нежеланием монополий отказаться от многолетней практики непрозрачных отношений между поставщиками и потребителями энергосервисных услуг. Для повышения эффективности действия ФЗ №261 необходимо внести в редакцию закона прямое указание о создании Единой межотраслевой системы информационного обеспечения управления качеством энергопотребления. Операторы этой системы – структуры государственного-частного партнерства, экономически заинтересованные в эффективности реализации ФЗ.

Назначение системы

Информационная система представляет собой технические средства для реализации государственной программы по переводу взаимоотношений предприятий жилищно-коммунального комплекса к системе взаимосвязанных услуг ПОСТАВЩИК-ПОТРЕБИТЕЛЬ, наиболее полно удовлетворяющих следующим основным целям:

  • надежное обеспечение потребителей необходимыми услугами надлежащего качества в требуемом объеме;
  • создание максимально комфортных условий для развития бизнеса предприятий энергетического комплекса в интересах потребителей услуг, общества и государства;
  • создание равной конкурентной среды, создание и развитие механизма экономического стимулирования повышения качества услуг, рационального использования ресурсов, снижения ресурсных потерь и вредных экологических выбросов до современного европейского уровня на основе полной, достоверной и своевременной информации, обеспечивающей наибольшую прозрачность взаимоотношений поставщиков и потребителей энергосервисных услуг, вне зависимости от формы собственности.

Единая информационная система должна обеспечивать наиболее полной, достоверной и своевременной информацией процессы гибкого тарифного и технического регулирования, страхования, лицензирования, налогообложения и сертификации.

Основные цели создания системы

Создание системы информационного обеспечения управления качеством энергопотребления ресурсов должна обеспечить следующие цели:

1. Формирование и развитие нормативно-правовой базы моделей услуг, описывающих правовой статус и порядок взаимодействия поставщиков и потребителей, операторов учета, операторов расчета, операторов надзора (Потребнадзора, Энергоаудита, Энергонадзора). Каждая услуга должна быть составлена на основе информационно-правовой модели, которая должна описывать взаимные обязательства Поставщика и Потребителя услуги объективными свойствами, характеризующими сущность взаимоотношений – основными параметрами качества этой услуги, в том числе и первую очередь – параметрами энергоэффективности и качества услуги. Модель должна содержать критерии оценки фактических значений этих параметров по следующим тарифным зонам:

  • Комфорт
  • Норма
  • Повышенный риск
  • Опасно

2. Создание на базе утвержденных моделей специальных технических регламентов на энергосервисные услуги, подлежащие непрерывному автоматическому контролю параметров качества в процессе реализации.

3. Организация электронных реестров поставщиков и потребителей энергосервисных услуг и последующего контроля соответствия фактических параметров качества надежности и энергоэффективности лицензируемых видов деятельности.

4. Разработка и внедрение электронных энергопаспортов объектов поставщиков и потребителей ресурсов.

5. Создание системы инструментального контроля качества энергосервисных услуг при помощи современных информационных технологий по основным параметрам надежности и эффективности.

6. Создание системы налогового и тарифного стимулирования качества сервисных услуг по основным категориям качества: Комфорт; Норма; Повышенный риск; Опасно.

Новые подходы к тарифному регулированию на примере услуги теплоснабжения потребителей

В основе – непрерывное измерение энергопотерь на этапах генерации, транспорта и потребления, непрерывный анализ показателей энергоэффективности поставщиков энергоресурсов, автоматизация расчетов с участниками услуг по фактическим показателям энергэффективности и надежности. Автоматическое непрерывное составление динамическим балансов между генерацией, транспортом и потреблением позволяет определять текущие показатели потерь и энергоэффективности в соответствии с установленными тарифными зонами соответствующим установленным категориям качества. По генерирующим станциям: Комфорт; Норма; Повышенный риск; Опасно. По транспортно-распределительной системе: Комфорт; Норма; Повышенный риск; Опасно. По потребителям: Комфорт; Норма; Повышенный риск; Опасно.

Новые подходы к налоговому регулированию на примере услуги теплоснабжения потребителей

В основе – непрерывное измерение энергопотерь на этапах генерации, транспорта и потребления, непрерывный анализ показателей энергоэффективности поставщиков энергоресурсов, автоматизация расчетов с участниками услуг по фактическим показателям энергэффективности и надежности. Автоматическое непрерывное составление динамическим балансов между генерацией, транспортом и потреблением позволяет определять текущие показатели потерь и энергоэффективности в соответствии с установленными дифференцированными налоговыми зонами соответствующим установленным категориям качества.

По генерирующим станциям:

  • Комфорт (современный европейский уровень) льготное налогообложение доходов
  • Норма ( плановое пропорциональное снижение потерь) обычное налогообложение
  • Повышенный риск (Повышенное налогообложение, пропорционально превышению показателей)
  • Опасно ( все доходы в бюджет)

По транспортно-распределительной системе: Комфорт; Норма; Повышенный риск; Опасно. По потребителям: Комфорт; Норма; Повышенный риск; Опасно.

Информационное обеспечение страхования услуг

Гибкая система страхования услуг должна быть основана на непрерывном, своевременном и достоверном измерении текущих показателей качества услуг при помощи современных информационных технологий. Страховая система экономического стимулирования деятельности хозяйствующих субъектов по повышения качества услуг может быть дополнена налоговым регулированием. Например, если услуга находится в зоне «Комфорт», соответствующей современному европейскому уровню энергоэффективности, она не облагается налогом на прибыль, если услуга находится в зоне ниже «Норма» – все превышения норм тепловых потерь и страховые издержки автоматически покрываются только за счет прибыли (драконовская, но очень эффективная мера).

Техническое регулирование, сертификация и лицензирование качества услуг

Реализация разработанных моделей услуг в соответствии с Законом о Техническом регулировании должна быть прописана специальными техническими регламентами на каждый вид энергосервисных услуг, с обязательными разделами по оценке показателей энергоэффективности и энергосбережения. Услуги, на которые оформлены технические регламенты, должны быть сертифицированы и поставлены на непрерывный автоматизированный контроль современными техническими средствами. Появляются новые лицензируемые виды деятельности:

  • ОПЕРАТОР УЧЕТА – информационные услуги по обеспечению объективного, своевременного и достоверного измерения текущих показателей качества услуг и своевременного предоставление информации для автоматизации последующих взаиморасчетов по дифференцированным тарифным зонам.
  • ОПЕРАТОР РАСЧЕТА – расчет и выставление счетов за энергосервисные услуги по фактическим показателям качества, осуществление расчетов с бюджетом и субсидентами.
  • НАДЗОР – автоматическая постановка на оперативный непрерывный контроль всех хозяйствующих субъектов и их объектов, фактическое качество работы которых перешло в категорию из категории Норма в категорию Повышенный риск, а также немедленное оформление представлений об отзыве лицензии в случае превышения времени нахождения параметров качества энергосервисных услуг в зоне Опасно.
  • АУДИТ – автоматическая проведение проверки предприятий, не обеспечивающих положительную динамику планового снижения показателей энергопотерь в соответствии с принятыми нормативными актами.

Информационное обеспечение деятельности саморегулируемых организаций

Основной целью СИО СРО существенное повышение эффективности и производительности как внутри саморегулируемой организации, так и при взаимодействии с членами саморегулируемой организации. СИО СРО позволит саморегулируемой организации владеть обобщенной актуальной информацией по своим управляющим, по каждому из членов и избавит от большой рутинной и затратной части связанной с аудитом и документооборотом.

Основные возможности СИО СРО:

  • Слияние всей информации саморегулируемой организации в единую информационную базу: Единый документооборот; Единая система мониторинга и управления;
  • Масштабируемость СИО СРО в соответствии с числом членов и их географическим расположением: Городской, Региональный, Федеральный;
  • Сопровождение управляющих СРО с информацией о соответствии исполнения членами обязательств по взносам, отчетам, наличии жалоб, количестве привлеченных в СРО организаций и т. д.
  • Сопровождение списка организаций – членов СРО с информацией о соответствии исполнения обязательств по взносам, отчетам, общему стажу, наличии действующей страховки, наличии жалоб на качество работы, соответствие текущих интегральных показателей качества установленным стандартам СРО. Для автоматического определения данных интегральных показателей система может использовать информационные параметры поступающие в реальном времени от объектовых систем СМИС.
  • Учет жалоб на несоответствие качества продукции и предоставляемых услуг в ходе деятельности СРО и расчет рейтинга привлекательности членов СРО и формирование льготной системы их участия в СРО.
  • Предоставление кандидатур — формирование и отслеживание заявлений на членство в СРО с формированием всех необходимых документов.
  • Автоматизированный прием отчетности членов СРО.
  • Сопровождение списка контрагентов — организаций и физических лиц, с которыми работает СРО.
  • Формирование документов для СРО — автоматизированное формирование необходимых документов, которые используются в практике СРО.


Интеллектуальное здание в городе Мурманск

4 октября 2006 года специалисты МНПП Сатурн завершили пуско-наладочные работы опытного участка системы «Интеллектуальный дом» в городе Мурманск. Система охватывает несколько домов по улицам Старостина и проспект Связи. Оснащение каждого дома включает в себя следующие подсистемы:

  • Диспетчеризация лифтов (функции контроля и управления)
  • Цифровая голосовая связь в стандарте IP телефонии H323 с лифтами и машинными помещениями
  • Цифровая голосовая связь в стандарте IP телефонии H323 между оперативными службами города
  • Запись переговоров в архив в сжатом формате MP3
  • Охранная сигнализация машинных помещений лифтов, чердаков, подвалов, служебных помещений
  • Система контроля и учета доступа обслуживающего персонала в машинные помещения лифтов
  • Контроль и управление освещением подъездов в ручном и автоматическом режимах
  • Контроль затопления подвалов
  • Мониторинг параметров тепло-водоснабжения дома (подключен тепловычислитель СПТ-941 фирмы Логика)
  • Система коммерческого учета домового потребления воды и тепла с формированием ежемесячных сводок на базе архивных данных тепловычислителя. Формирование сводок производится по всем домам в автоматическом режиме.
  • Мониторинг параметров электроснабжения дома (подключен электросчетчик Меркурий-200)
  • Система коммерческого учета домового потребления электроэнергии с формированием ежемесячных сводок. Формирование сводок производится по всем домам в автоматическом режиме.
  • Система контроля исправности инженерных систем зданий в масштабе города

Каждое здание оснащено следующими устройствами производства МНПП Сатурн:

  • БКД-МЕ – приемо-контрольный прибор с интерфейсом Ethernet (один для каждого здания). Обеспечивает централизованное питание всех остальных контроллеров системы по двухпроводной шина СОС95.
  • БДК-Л-М – блок для подключения сигналов лифта и управления
  • ГР-1 - грозозащита
  • БИУ-Л – блок для управления светом в подъезде
  • ККД – контроль пяти шлейфов охранной сигнализации
  • БПДД-RS232/CAN – подключение тепловычислителя СПТ-941 и электросчетчика Меркурий 200/230
  • ИУ/Э1 – контроль затоплений (электродница на 2 электрода)
  • БТС2 – подключение приборов учета с импульсным выходом
  • ТМ-СЛДКС – контроллер считывания TOUCH-MEMORY и управления замком

Передача данных осуществляется по оптико-волоконной сети города, построенной компанией «Телеросс». Сеть подходит в каждый дом. В каждом доме установлен контроллер сбора данных БКД-МЕ с интерфейсом Ethernet. Для работы системы требуется пропускная способность сети 128 Кбит/сек до каждого дома. Все данные накапливаются системой в единой городской базе данных (с использованием SQL сервера Postgres). База данных используется как для задач коммерческого учета ресурсов, так и для формирования аналитических сводок:

  • Время простоя лифтов
  • Оперативность работы диспетчеров
  • Скорость устранения неисправностей эксплуатационными организациями
  • Посуточная и помесячная динамика отказов
  • Посуточная и помесячная динамика несанкционированных проникновений
  • Качество тепло-водо-электроснабжения жилого фонда

Аналитические сводки могут использоваться как объективный инструмент принятия управленческих решений. В ближайших планах оснащение системой всего города Мурманск, а также создание на ее базе следующих городских служб:

  • Единая служба безопасности и оперативного реагирования
  • Единая служба коммерческого учета ресурсов
  • Единая служба эксплуатации систем лифтовой диспетчеризации

Рабочее место оперативного диспетчера системы

Рабочее место оперативного диспетчера системы

Интегрированная система безопасности СОС-95

Введение

  

В настоящий момент уже никого не надо убеждать в преимуществе интегрированных систем безопасности. Эти системы позволяют выявить весь комплекс угроз исходящих от злоумышленников, природных и техногенных факторов. Неизвестно, что опаснее для предприятия, проникновение человека на охраняемую территорию или утечка газа и последующий взрыв. Оператор поста централизованного наблюдения должен иметь возможность вовремя заметить опасные факторы и организовать работы по их ликвидации. Интегрированные системы необходимы для эффективной работы по предотвращению материального и физического ущерба предприятию. Именно для этого предназначена система «СОС-95». Этой системой обычно оснащают объекты большой протяженности с промышленными условиями эксплуатации.

Системами с интерфейсом «СОС-95» успешно оснащено 360 км подземных коммуникаций, ряд особо важных промышленных объектов и зданий, а также жилых комплексов.

Межблочный интерфейс «СОС95»

Особенностью интегрированных систем является единый универсальный интерфейс передачи извещений, составляющий основу для построения систем безопасности. В 1995 фирмой «МНПП САТУРН» был разработан интерфейс «СОС95», предназначенный для цифровой передачи данных по двухпроводной линии совмещенной с питанием.

При разработке этого интерфейса были поставлены следующие задачи:

1. Сократить объем кабельной проводки
Питание и передача извещений

Интерфейс СОС95 адресный, поэтому все извещения от датчиков идут по одной общей паре проводов, в отличие от систем где каждый шлейф тянется от извещателя до приемо-контрольного оборудования. Это снижает не только стоимость материалов, но и затраты на эксплуатацию системы.

2. Обеспечить питание датчиков на расстояние до 2000м

Питание и передача данных осуществляется по одной информационно питающей линии, которая может быть выполнена на любом двужильном кабеле. Для защиты от наводок предпочтительно применение коаксиального кабеля. В зависимости от количества датчиков растет суммарный ток потребления, а от длины кабеля зависят потери напряжения на линии, поэтому при проектировании системы обязательно требуется расчет минимального сечения кабеля.

Для больших распределенных систем важно снижать ток потребления блоков, так как суммарный ток напрямую связан с минимальным сечением кабеля и существенно влияет на его стоимость. Задача минимизации токов потребления была решена на стадии разработки блоков.

Для обеспечения электропитания системы применяются блоки питания, которые допускают подключение в любой точке информационно-питающей линии.

3. Обеспечить повышенную надежность и живучесть систем

Для обеспечения передачи извещений при повреждении линии связи применяется топология линии передачи типа «резервируемое кольцо». При повреждении линии передачи система полностью сохраняет работоспособность и автоматически показывает место неисправности.

Для построения систем с повышенными требованиями надежности обеспечивается дублирование ключевых блоков и их горячая замена.

4. Обеспечить гарантированную доставку тревожных извещений

На всех уровнях передачи тревожных извещений, заложен механизм квитирования, который дает возможность проконтролировать прохождение извещения на центральный пункт охраны. При ошибках передачи тревожных извещений, будь то поломка или намеренные постановки помех, система автоматически изменяет пути и способы передачи и обеспечивает доставку сообщения на пункт централизованного наблюдения. Для этого при проектировании предусмотрено несколько каналов передачи извещений, например: основной канал - по кабельной сети передачи данных резервные каналы - по телефонной линии, SMS сообщения по сотовой сети.

5. Обеспечить устойчивость к внешним воздействиям

Для обеспечения защиты от перенапряжения, наводок, статических и грозовых разрядов, (что особенно актуально для воздушных линий), разработано устройство грозозащиты которое полностью защищает систему от природных и промышленных наводок, а также от умышленных воздействий «электрошоком».

6. Обеспечить имитостойкость системы

Для защиты от покушений злоумышленников на систему, все извещения передаются в кодированном виде. Дополнительно обеспечивается непрерывный контроль целостности линий передачи. Это защищает систему от несанкционированного доступа.

7. Обеспечить простую расширяемость системы

При потребности в расширении функциональных возможностей системы, адресная структура позволяет легко добавлять новые блоки без дополнительных кабельных проводок.

8. Обеспечить максимальною гибкость системы для реализации автоматических режимов работы системы.

Функции контроля и управления системой осуществляет одно мастер-устройство - блок контроля. В энергонезависимой памяти контроллера хранится конфигурация системы, журнал событий и программа автоуправления. Программа автоуправления позволяет задать любой алгоритм работы системы при возникновении определенных ситуаций. Хочется подчеркнуть, что программы выполняются самим блоком контроля и не требуют связи с центральным компьютером.

9. Обеспечить небольшие цены на конечную систему

Простота интерфейса позволяет его реализовать на недорогих однокристальных контроллерах, что является залогом небольшой конечной стоимости системы.

Передача извещений на пункт централизованного наблюдения

Оснастить локальный объект это еще половина дела! Необходимо продумать, как передавать тревожные извещения на пост централизованной охраны.

Наша аппаратура позволяет использовать для передачи любые каналы связи.

Наиболее перспективным в плане скорости передачи, надежности и дополнительных возможностей, являются цифровые сети передачи данных. Наиболее важным для территориально разнесенных систем, является то, что в цифровых сетях нет ограничения в расстояниях. Во многих наших приемоконтрольных устройствах имеется интерфейс Ethernet 10T base, который позволяет подключиться с сети минуя промежуточные компьютеры, переходники или модемы, что повышает надежность системы и существенно снижает ее стоимость. Для предприятий, которые уже имеют собственную сеть передачи данных, этот способ передачи извещений становится еще более привлекательным. Более того, локальная сеть выигрывает от такого «сотрудничества», так как механизмы контроля передачи извещений автоматически определят неисправности используемой локальной сети.

При отсутствии сети и наличии выделенных кабельных линий строится информационная сеть на основе «СОС-95» с высоконадежной передачей сообщений на расстояния до 20км. Единство интерфейса позволяет подключать дополнительные блоки как к линиям объекта, так и к линии информационной сети Для передачи по обычной телефонной линии разработан специализированный модем (УПТЛ) который позволяет надежно работать на отечественных линиях там, где большинство импортных модемов вообще не работают. И это не просто слова, это подтверждено многолетним опытом эксплуатации. Модемы нескольких систем могут подключаться к одной линии или для более надежной передачи может быть задействовано несколько модемов подключенных в разных местах к различным телефонным линиям. При повреждении линии система автоматически переключается на следующий модем и передает извещение. В местах необорудованных телефоном можно воспользоваться сотовой телефонией.

Структура построения интегрированной системы безопасности

Построение системы производится по принципу:

  • Сбор данных от извещателей локального объекта, плюс передача извещений по информационной сети.
  • Локальный объект оснащается одним или несколькими сегментами системы безопасности, а в качестве информационная сети может быть применена телефонная, кабельная, цифровая сеть или их комбинация.

На рисунке 1 приведен пример оснащения с передачей по кабельной сети «СОС95»

Контроль всех устройств подключенных к общей информационно питающей линии, осуществляет одно мастер-устройство. В системе охранно пожарной сигнализации в качестве мастер-устройства выступает блок контроля. Блок контроля производит периодический опрос всех блоков подключенных к ИПЛ. Опрос всех датчиков в сегменте происходит приблизи-тельно за 1 сек. За это время проверяется наличие всех датчиков в луче, их техническое со-стояние, и контролируется состояние всех сигналов и шлейфов. Блок контроля также производит управление передачей извещений на пульты операторов, и выполняет программы ав-тоуправления при возникновении тревожных ситуаций.

Разработана большая номенклатура датчиков, извещателей, блоков управления с помощью которых, как из кубиков, можно строить системы безопасности с любыми функциями.

На основе этого интерфейса было разработано несколько классов систем.

Возможна любая комбинация блоков этих систем. «МНПП Сатурн» постоянно ведут работы по расширению номенклатуры блоков системы и её функциональных возможностей.


Критерии для сравнения ОПС СОС-95

Надежность

  

Расчетный срок службы 8 лет. Наработка на отказ 30000 ч. Бесперебойность, самовосстанавливаемость после сбоя - автоматическое восстановление при информационных сбоях. Встроенная система самодиагностики: непрерывный контроль качество связи с адресными блоками и контроллером «СОС-95»; непрерывный контроль напряжения питания адресных блоков «СОС-95»; контроль основных функциональных узлов контроллера «СОС-95»; контроль данных конфигурации контроллера «СОС-95».

Помехоустойчивость

  

СОС-95 устойчива к воздействию электромагнитных помех по НПБ 57-97: наносекундных импульсных помех – второй степени жесткости; радиочастотного электромагнитного поля – второй степени жесткости; электростатических разрядов – второй степени жесткости.

Вандалоустойчивость, взломоустойчивость

  

Приемно-контрольное оборудование «СОС-95» расположено в металлическом запираемом шкафе. Извещатели предназначены для установки в охраняемых помещениях.

Полнота функциональных возможностей в соответствии с областью применения

  

  • охрана линейных участков объекта и обнаружение проникновения нарушителя в случае пересечения охранной зоны извещателя радиоволнового охранного объемного двухпозиционного ПД и формирование тревожного извещения;
  • обнаружение проникновения нарушителя в охраняемое помещение в случае пересечения охранной зоны извещателя радиоволнового охранного объемного ОПД и формирование тревожного извещения, определение относительного направления движения, относительных размеров и радиальной скорости нарушителя;
  • обнаружение проникновения нарушителя в наружную охраняемую площадку или закрытое помещение в случае пересечения охранной зоны извещателя радиоволнового охранного объемного ОПД-5Л и формирование тревожного извещения, определение относительных направления движения, размеров и радиальной скорости нарушителя, а также дальности до нарушителя;
  • ручное включение сигнала пожарной тревоги, формирование тревожного извещения, а также звуковое оповещение людей о пожаре ивещателем пожарным ручным УИР со световым указанием безопасного направления эвакуации;
  • ручное включение сигнала пожарной тревоги, а также звуковое или речевое оповещение людей о пожаре ивещателем пожарным ручным УИР-Р со световым указанием безопасного направления эвакуации, а также полудуплексная громкоговорящая голосовая связь с контроллером БКД-Р, установленном на пункте централизованной охраны;
  • прием извещений от охранных, пожарных извещателей (шлейфов сигнализации), «сухих» контактов от устройств различного назначения концентратором ККД, обеспечения электропитанием активных извещателей;
  • поключение извещателей: сигнализаторы магнитно-контактные («СМК», ИО 102-6 или аналогичные); извещатели активного типа с бесконтактным выходом, питающихся по цепи ШС («Окно-4», «Фотон-8», «Шорох-1», «ДИП-У» или аналогичные); извещатели пожарные тепловые пассивные типа («ИП 103», «ИП 105» или аналогичные); извещатели, имеющие на выходе нормально-замкнутые контакты реле, «сухие контакты» («Аргус-2», «Фотон-6», «Стекло-1» или аналогичные)
  • ручная постановка охранной сигнализации на охрану концентратором ККД; управление светодиодным индикатором взятия шлейфов сигнализации системы под охрану, прием сигналов от кнопки постановки под охрану;
  • считывание состояния электронных идентификаторов «Touch Memory» или аналогичных блоком считывания кода БСК, индикация разрешения входа;
  • увеличение длины ИПЛ и создание Т-образных ответвлений линии связи «СОС-95», ретрансляция сигналов в ИПЛ путем восстановления формы информационного сигнала «СОС-95»;
  • электропитание адресных устройств от блока питания БПС стабилизированным напряжением постоянного тока по единой проводной ИПЛ;
  • прием извещений от адресных устройств по линии связи ИПЛ контроллером БКД-ТП, БКД-RS, БКД-Е считывание состояния и управления адресными устройствами, входящими в СОС-95, ведение электронного протокола событий, обработка полученной информации по алгоритмам программы автоуправления, а также дальнейшая передача извещений по интерфейсу «Токовая петля 20 мА», «RS-232», «Ethernet» уровня «10Base-T» внешнему устройству;
  • прием извещений и цифровых пакетов голосовой связи от адресных устройств по линии связи ИПЛ контроллером БКД-М, дальнейшая передача извещений по интерфейсу «RS-232» внешнему устройству; управление адресными устройствами, передача информации и цифровых пакетов голосовой связи от внешнего устройства, а также электропитания адресных устройств «СОС-95» по единой проводной линии связи ИПЛ;
  • прием извещений контроллером БКД-Р по линии связи межблочного интерфейса ИПЛ от извещателей УИР-Р, считывание состояния, управление УИР-Р, формирование сигналов о возникновении пожара или неисправности системы, ведение электронного протокола событий, обработку полученной информации по алгоритмам программы автоуправления, управление светоуказамелями направления движения и звуковым или речевым оповещением УИР-Р, а также дальнейшую передачу извещений по интерфейсу «RS-232» внешнему устройству;
  • обеспечение БКД-Р оперативной полудуплексной цифровой связи в телефонном режиме с зоной повещения, где установлены извещатели УИР-Р;
  • преобразование блоком передачи данных БПД-ТП интерфейсных сигналов и протоколов радиального интерфейса последовательной передачи данных «20 мА токовая петля» при двухстороннем информационном обмене между контроллером интерфейса ИПЛ и внешним устройством;
  • преобразование блоком передачи данных БПД-RS интерфейсных сигналов и протоколов интерфейса «RS-232» при двухстороннем информационном обмене между контроллером интерфейса ИПЛ и внешним устройством;
  • преобразование блоком передачи данных БПДД-RS-232, БПДД-RS-485 интерфейсных сигналов и протоколов интерфейса «RS-232», «RS-485», а также буферирование как принимаемой, так и передаваемой информации при двухстороннем информационном обмене между контроллером интерфейса ИПЛ и внешним устройством;
  • контроль блоком управления БИУ состояния силовых цепей внешних устройств, а также дискретное управление состоянием и работой силовых устройств, являющихся активной или индуктивной нагрузкой (магнитные пускатели вентилятора, насоса, фидера питания, световые и звуковые оповещатели и др.);
  • визуальная светодиодная индикация блоком управления БПУ состояния извещателей, входных и выходных каналов системы «СОС-95», формирование звукового тревожного сигнала, ручной ввод команд, используемых для дальнейшего управления устройствами системы «СОС-95»;
  • передача и прием тревожных извещений и прочей цифровой информации по выделенным проводным линиям на центральный пункт наблюдения с использованием низкоскоростного полудуплексного модема УПТЛ;
  • прием настольным охранно-пожарным пультом ОПП от контроллера БКД извещений о проникновении на охраняемые объекты и пожаре на них, служебных и контрольно-диагностических извещений, обработка, визуальное отображение извещений, регистрация полученной информации, а также передача контроллеру БКД команд управления состоянием адресных устройств «СОС-95» и постановки, снятия с охраны;
  • настройка припомощи блока диагностики БД системы «СОС-95» при проведении пусконаладочных работ и технического обслуживания, а также диагностика неисправностей отдельных адресных блоков.

Экономическая эффективность проектного решения

  

Стоимость одного информационного канала охранной или пожарной сигнализации (шлейф контактного извещателя) составляет примерно 500 рублей. Стоимость одного информационного канала охранной сигнализации (радиоволновый охранный извещатель ОПД) составляет примерно 3300 рублей.

Оригинальность, включая наличие патентов, сертификатов, товарного знака

Свидетельство на полезную модель №10915 Российского агенства по патентам и товарным знакам; Свидетельство на полезную модель №10916 Российского агенства по патентам и товарным знакам; Сертификат соответствия № РОСС.RU.ОС03.Н00330 Госстандарта России; Сертификат пожарной безопасности № ССПБ.RU.ОП021.В00330 ОС ПБ ГУ «ЦСА ОПС» ГУВО МВД России.

Уровень технической поддержки и сопровождения

  

Проектирование, монтаж, пусконаладочные работы, эксплуатация, ремонт.

Возможность работы в различных климатических и эксплутационных условиях

  

По устойчивости к воздействию температуры и влажности окружающего воздуха система «СОС-95 выпускается в исполнении О2 по ОСТ 25 1099-83: температура воздуха от минус 40 до плюс 45°С; относительная влажность воздуха до 98% при 25°С. БКД и все его модификации, ОПП выпускается в исполнении О4 по ОСТ 25 1099-83: температура воздуха от 1 до 40°С; относительная влажность воздуха до 80% при 25°С.

Качество производства, серийность, подтвержденные третьими сторонами

  

ОПС «СОС-95» серийно изготовляется по ТУ 4372-007-00710001-96. Качество серийного производства подтверждено: Сертификат соответствия № РОСС.RU.ОС03.Н00330 Госстандарта России; Сертификат пожарной безопасности № ССПБ.RU.ОП021.В00330 ОС ПБ ГУ «ЦСА ОПС» ГУВО МВД России.

Интегрируемость с другими информационно-техническими системами

  

Интергация с другими информационно-техническими системами: на аппаратном уровне при помощи интерфейсов: «Токовая петля 20 мА», «RS-232», «Ethernet» уровня «10Base-T»; на программном уровне позволяет открыть доступ к определенной группе параметров на чтение и/или запись по протоколу OPC Data Access.

Масштабируемость, наращиваемость, расширяемость

  

ОПС «СОС-95» обеспечивает охрану объектов, имеющих сложную топологию и большую протяженность. В основе архитектуры «СОС-95» лежит функционально-блочный принцип построений системы ОПС, единый цифровой двухпроводный интерфейс передачи данных «СОС-95» и программируемость конфигурации системы. Состав и количество блоков ОПС определяется мсходя их протяженности и объема охраняемого объекта. Масштабируемость ОПС «СОС-95» обеспечивается за счет объединения контроллеров БКД информационной сетью передачи данных на основе «СОС-95» и использовании SCADA – системы LanMon для создания многоуровневых АРМ оператора. Наращиваемость ОПС «СОС-95» обеспечивается за счет дополнительного подключения существующих адресных устройств к информационно-питающей линии ИПЛ «СОС-95», подключении дополнительных сегментов ИПЛ и программируемости конфигурации системы. Расширяемость ОПС «СОС-95» обеспечивается за счет дополнительного подключения новых адресных устройств к информационно-питающей линии ИПЛ «СОС-95» и программируемости конфигурации системы.


Складская автоматическая система Интеллектуальный склад

  

В Европе становится все больше складов, полностью роботизированных, с минимальным участием человека. У нас это пока мечта — слишком дешевы трудовые ресурсы. Сейчас приходят западные компании, которые будут задавать новые стандарты качества услуг и критерии выбора партнеров.

"Деловой квартал", № 19, май 2005 г.

  

Российская компания OOO «МНПП САТУРН» уже сегодня предлагает отечественную разработку – складскую автоматическую систему «Интеллектуальный склад» (ИС), представляющую собой полностью роботизированную, с минимальным участием человека, технологию высокоплотного адресного хранения палетизированных грузов, как для небольших складов (до 500 палето-мест), так и средних складов от 500 до 5000 палето-мест и более. Наличие законченных программных решений «Складкой учет ИС», «Диспетчерский пульт ИС» позволяет полностью автоматизировать процесс управления складом и работать в автономном режиме. А возможность подключения к внешним финансовым системам сторонних разработчиков обеспечивает работу склада в едином информационном пространстве и обеспечивает интеграцию в существующие системы управления предприятием.

  

Введение

Автоматизированные складские технологии на базе кранов-штабелеров отечественного производства технически не позволяют использовать преимущества продольной загрузки склада (drive-in) - максимально эффективного способа использования площади складирования (Рис.1), что актуально для малых и средних складов. Краны-штабелеры импортного производства с боковой или продольной загрузкой склада (drive-in), ориентированные в основном на склады от 5-ти тысяч палето-мест, не целесообразны для малых и средних складов по причинам высокой стоимости, высоких требований к качеству полов склада и квалификации персонала.

Рис.1. Виды загрузки склада

 
  

а) склад с боковой загрузкой: ориентирован на широкий ассортимент хранимой продукции, но нерационально используются площадь складирования

  

б) склад с продольной загрузкой (drive-in) оптимален при высоких текущих расходах на содержание склада, позволяет максимально эффективно использовать площадь складирования. Ограничения при ручном штабелировании: узкий ассортимент продукции, резкое снижение производительности склада при реализации принципа FEFO (первоочередность выдачи товара с истекающим сроком годности).

  

Существующие средства автоматизации: конвейерные линии, вертикальные карусельные места хранения, линии предпродажной обработки товара и комплектации заказов, как правило, автоматизируют отдельные участки грузопереработки и не решают задачу управления складом.

  

В настоящее время распространенным решением автоматизации небольших и средних складов являются системы управления складом WMS (Warehouse Management System). WMS предназначены для управления персоналом и всеми процессами обработки товара на складе в режиме реального времени. Первый сегмент рынка WMS составляют системы нижнего уровня, со стоимостью до $30 тыс. Фактически они представляют собой программы-локаторы, которые показывают сотрудникам, где что лежит. На втором уровне (до $100 тыс.) к локации добавляются определенные аналитически модули — они предоставляют менеджеру информацию для принятия решения по оптимизации. Еще выше уровнем системы, анализирующие любые движения на складе. При размещении товара в определенном месте могут учитываться многие десятки факторов — срок и условия хранения, оборачиваемость, свободное место, размер, вес, срок годности и т.д. WMS системы обеспечивают качественной информационной и технической поддержкой складские процессы, но не устраняют влияния человеческого фактора при выполнении грузовых операций на складе, таких как транспортировка груза, загрузка на стеллажи и перемещение товара с одного места в другое. Работа WMS систем базируется на технологии автоматической идентификации, принципе адресного хранения и технологии удаленного управления персоналом. Но при этом персонал склада все также с использованием вилочных погрузчиков, самоходных штабеллеров и гидравлических тележек типа «рокла» выполняет погрузо-разгрузочные работы. Вместе с тем известно, что проведение погрузочно-разгрузочной операции, ручная отборка и подготовка товара к отправке, внутрискладкие перемещения товара являются наиболее ресурсоемкими и затратными операциями на складе. Кроме того, роль человеческого фактора может свести на нет все усилия от внедрения WMS систем. Да и неблагодарная роль отведена человеку в системе WMS – «грубой» физической силы, хоть и с использованием средств автоматизации грузовых операций.

  

Актуальность использования складских роботизированных технологий

Вершиной WMS систем являются роботизированные автоматические складские системы, представителем которых является система «Интеллектуальный склад» (ИС). В системе «Интеллектуальный склад» специализированное оборудование и информационная среда складского учета представляет собой единое целое. В этом случае максимально увеличивается эффективность работы всей логистической цепочки: получение товара, идентификация и отслеживание отдельных грузовых единиц, управление размещением запасов и оптимизация использования складской территории, определение наилучшей стратегии обработки грузов, организация обработки заказов и их подтверждение, простая и быстрая инвентаризация и статистический анализ.

  

Ориентированность системы на использование продольной загрузки (drive-in) склада позволяет максимально эффективно использовать площадь складирования (Рис.1), особенно, при многоярусном хранении товара. А использование интеллектуальных алгоритмов оптимального размещения артикулов товара и обработки заказов повышают функциональную емкость склада до 90 % без существенного снижения производительности грузовых операций.

  

Полностью автоматический процесс выполнения грузовой операции с производительностью 60-250 палет/час (в зависимости от комплектации системы). Максимальная производительность достигается при одновременном использовании двух параллельно работающих функциональных единиц складской системы (одна функциональная единица: подъемник, транспортные тележки «носитель» и «захватчик»), как показано на Рис.2. «Интеллект» системы постоянно поддерживает склад в оптимальном состоянии c точки зрения скорости выполнения грузовой операции, учитывает грузооборот отдельных артикул товара, однородность хранения, сроки годности, равномерной загруженности складских площадей, весогабаритные характеристики товара.

  

Использование автоматической складской системы «Интеллектуальный склад» становится актуальным в случае необходимости максимально эффективного использования складских помещений, резкого повышения производительности труда, исключения хищений и при неблагоприятных условиях работы для персонала.

  

Система «Интеллектуальный склад» обеспечивает высокий уровень автоматизации складской логистики может использоваться на:

  • дистрибьюторские складах;
  • складах ответственного хранения;
  • складах готовой продукции и полуфабрикатов;
  • складах пищевых продуктов (в том числе и склады-холодильники)

  

Варианты комплектации складской автоматической системы

а) топология складкой автоматической системы с одной функциональной единицей

 
  

б) топология складкой автоматической системы с двумя функциональными единицами

 
  

Сравнительный анализ

В таблице представлены сравнительные характеристики изменения основных показателей после внедрения WMS системы и предполагаемый эффект после внедрения автоматической складской технологии «Интеллектуальный склад».

 

* "Деловой квартал", № 19, май 2005 г.

** Суточный расход энергии бензиновым и аккумуляторным («Склад и Техника» №10/2004), автоматической складской системой «Интеллектуальный склад»

 

Принцип работы автоматической складской системы

 

1. Оператор заполняет акт загрузки и реквизиты загружаемого товара. Программное обеспечение автоматически определяет адрес ячейки хранения товара.

 

2. По команде «СТАРТ ЗАГРУЗКИ» транспортная тележка «носитель» перемещается к позиции напротив места загрузки.

 

3. Захват палеты с товаром. Показаны направления движения захватных цепей - А и транспортной тележки «захватчик» -1 .

 

4. Возвращение «захватчика» с грузом на транспортную тележку «носитель»

 

5. Перемещение «носителя» на каретку подъемника

 

6. Перемещение каретки подъемника на 2 этаж

 

7. Перемещение «носителя» к координате напротив ячейки хранения.

 

8. Позиционирование «носителя» напротив адреса ячейки хранения.

 

9. Перемещение «захватчика» к ячейке хранения.

 

10. Позиционирование «захватчика» по адресу ячейки хранения.

 

11. Установка палеты с товаром. Показаны направления движения захватных цепей - Б и транспортной тележки «захватчик» -2.

 

12. Возврат «захватчика» на носитель. Завершение выполнения грузовой операции.

  

Особенности конструктивной и программной реализации ИС

1. Конструктивные решения грузозахватного элемента, используемые датчики и программное сопровождение в режиме реального времени бортовыми системами позволяют: - осуществлять «мягкий» захват и установку палеты с товаром, без нанесений повреждений палете и товару; - выравнивать палеты с товаром при ее загрузке на транспортную тележку («захватчик»); - осуществлять контроль наличия палеты с товаром; - непрерывный мониторинг и предупреждение срыва палет с грузом при перемещении тележек.

2. Решение об использовании мобильных транспортных тележек («носитель» и «захватчик») для доставки груза, позволило сделать неподвижным подъемник, что значительно снижает требования к качеству пола складского помещения. Отпадает необходимость прокладки подкрановых путей.

3. Оригинальная конструкция кабельного барабана, позволяет осуществлять надежную смотку и размотку силового кабеля, бесперебойную подачу электроэнергии движущимся транспортным тележкам.

4. Конструктивные решения подъемника позволяют поднимать груз с малой высоты, что избавляет от необходимости делать приямок в полу. Кроме того, расположение привода в нижней части подъемника удобно при эксплуатации. Скрытая система противовесов, позволяет рационально использовать мощность двигателя подъемника и экономить энергоресурсы.

5. Использование оригинального колесного привода позволяет осуществлять плавное перемещение тележек через стыки рельсовых путей и при съезде с каретки подъемника.

6. Использование датчиков типа «лазерных линеек» позволяет бортовым системам в режиме реального времени: - автоматически управлять скоростными режимами тележек и кареткой подъемника и обеспечивать требуемую плавность хода; - обеспечивать высокую точность позиционирования и установки палеты с товаром на стеллажную конструкцию; - контролировать пробуксовку колес и нештатные ситуации, связанные с выездами тележек на границы стеллажной конструкции; - контролировать попадания посторонних предметов под колеса тележек.

7. Использование автономных бортовых систем подъемника и транспортных тележек позволяет в реальном режиме времени: - осуществлять надежное управление грузовой операцией; - контролировать состояния двигателей; - проводить мониторинг состояния датчиков груза и контролировать его расположение; - опрашивать датчики безопасности на наличие препятствия слева или справа по ходу движения тележек; - контролировать устойчивость цифровой связи с диспетчерским пультом; - осуществлять передачу информации о ходе выполнения грузовой операции в программу «Диспетчерский пульт ИС».

8. Использование средств оптической цифровой связи обеспечивает разделение силовых и сигнальных линий, надежное и контролируемое взаимодействие бортовых систем управления подъемника и тележек с «Диспетчерским пультом ИС».

9. Использование методов конечных автоматов при разработке программы «Диспетчерский пульт ИС» позволило осуществлять надежное автоматическое управление бортовыми системами подъемника и транспортных тележек и синхронизацию их работы при выполнения сложных грузовых операций с внутрискладскими перестановками. В случае возникновения нештатной ситуации оператор получает наглядную графически иллюстрированную информацию о причинах сбоя и месте его локализации, а также рекомендаций для устранения сбоя и возможности продолжения выполнения грузовой операции.

10. Использование алгоритмов теории графов, оптимизации и комбинаторики в программе «Диспетчерский пульт ИС», позволяют решать «шахматную» задачу последовательности выполнения грузовых операций для товаров разных артикулов. При этом учитывается грузооборот тех или иных артикулов, однородность артикулов и их срок годности, равномерность загруженности стеллажной конструкции и распределенность заказанных артикулов по пространству склада, наличие параллельно решаемых задач загрузки и отгрузки.

11. Интуитивно-понятный и эргономичный интерфейс программ «Складской учет ИС» и «Диспетчерский пульт ИС», использование штрих-кодирования товаров и палет позволяет оператору в условиях дефицита времени осуществить четкое и своевременное проведение количественной и качественной приемки или отгрузки товарной продукции.

12. Программа «Складской учет ИС» позволяет: - создавать, редактировать и удобно использовать справочники товаров и контрагентов; - создавать, просматривать, архивировать и печать акты загрузки и отгрузки; - получать наглядную информацию о текущем состоянии склада и о каждой ячейке адресного хранения; - осуществлять быстрый топографический поиск товара; - получать информацию о хранимом артикуле и его адресе на складе; - осуществлять автоматическое документирование выполняемых грузовых операций и статистический анализ работы склада; - позволяет интегрироваться с системами сторонних разработчиков (*).

* по договору - программа «Складской учет ИС» может быть подключена к внешним финансовым системам сторонних разработчиков или интегрирована в существующие системы управления предприятием.


МЫ НОВОСТИ СИСТЕМЫ УСЛУГИ РЕШЕНИЯ ПУБЛИКАЦИИ

elapsed time 0.268 secработаем на движке KINETIX :)